Поездка в Смоленск
16 ноября 2017 г.

На осенних каникулах группа десятиклассников вместе с Н. В. Лысенко, И. Ф. Завьяловой и Е. А. Поповой побывали в Смоленске. Подробнее о поездке →

Многие важные исторические события происходили на этой земле, а ещё отсюда родом много знаменитых людей, среди которых путешественник Н. М. Пржевальский, композитор М. И. Глинка, адмирал Нахимов, первый космонавт Ю. А. Гагарин, писатели А. Твардовский, А. Беляев, А. Азимов, скульптор С. Коненков (друг Эйнштейна!). В Ельне, под Смоленском, первом городе, который был отбит у фашистов во время Великой Отечественной, мы почтили память сражавшихся бойцов. Побывали в музее-усадьбе М .Глинки, а ещё — в одном из художественных центров России конца XIX — начала XX вв., созданном известной меценаткой, коллекционером и художницей М. К. Тенишевой.

Важным событием для каждого стало посещение международного мемориала жертвам политических репрессий. На его территории расположено кладбище, на котором похоронены 4415 польских офицеров и около 6500 советских жителей - жертв сталинских репрессий. Здесь мы положили цветы на одну из братских могил наших без вины уничтоженных сограждан и смогли выполнить просьбу жительницы Польши Александры Энглер-Малиновской.

Подробнее об этом рассказывает Даня Арапов.

10 апреля, 2010. 10:35. Ту-154М, на борту которого находились первые лица Польши, заходил на посадку на аэродром «Смоленск—Северный». Ещё мгновение, и самолёт задевает верхушки деревьев. Взрыв. 96 погибших. Никто не выжил.

Об этом происшествии слышал каждый из нас, но мало кто помнит, зачем же члены правительства соседней страны, с которой у нас непростые отношения, отправились в свой последний полёт. Ответ: они желали почтить память усопших, захороненных в Катыни.

Несомненно, это место — одно из самых неоднозначных в России: что уж говорить, даже название его, и то не все верно произносят. Всё дело в том, что в новостях, после ранее упомянутого инцидента, оно часто произносилось. Но неверно. Любой ведущий новостей, журналист, да и почти каждый, кто хоть чуточку слушал новости о той авиакатастрофе, говорил слово «Катынь», ставя ударение на последний слог. Экскурсовод, проводивший по этому мемориалу нашу группу, объяснил, почему такой способ произношения некорректен. Всё дело в том, что много веков назад недалеко от Смоленска пролегал путь из варяг в греки — водный путь, как нам известно из истории. Но наши предки столкнулись с серьёзной проблемой: не было ни одной реки, которая бы напрямую соединяла Балтийское и Чёрное моря. Из-за этого в некоторых местах приходилось перемещать корабли по суше: волочить или же катить, подкладывая под них брёвна. Как раз около того места, где сейчас располагается Катынь, корабли и перекатывали к Днепру, из-за чего и возникло название, а потому правильно ставить ударение именно на первый слог.

К несчастью, это место знаменито не только своим названием. В Катынском лесу находятся захоронения репрессированных советских граждан и захваченных войсками НКВД в ходе Второй мировой в 1939 году в плен польских офицеров. О том, что происходило в этом ужасном месте меньше века назад, мы и поведём речь.

В 1937-1938 годах всю территорию СССР захлестнула волна репрессий. Смоленск и область не были исключением. За столь малый, казалось бы, срок – два года – сотрудники НКВД успели расстрелять в Катынском лесу более шести тысяч человек. Всё дело в том, что на каждый регион страны выставлялся «план». По сути, план по уничтожению: сколько человек стоит расстрелять, а сколько — направить в ГУЛАГ. Именно из-за этой ужасной задумки по всей стране были расстреляны десятки тысяч человек, далёких от политики. Зачастую их «судьи» – члены «полевой тройки» – выносили приговор, даже не видя осуждаемого. Казнимые были заведомо осуждены. Имена многих из них неизвестны до сих пор: ещё не все архивы НКВД рассекречены, а свидетельства о смерти стали выдавать лишь во время «Оттепели» и позднее. Было бы подлостью не сказать, что спустя много лет, более чем через полвека после описанных событий, многим были выданы свидетельства о смерти их родных с указанием настоящих даты и причины смерти, но места захоронения большинства так и остались в тайне.

23 августа, 1939. В этот день в Москве был подписан пакт Молотова-Риббентропа, в секретном протоколе к которому, по сути, был прописан раздел Польши. Третий Рейх ввёл свои войска на территорию соседней державы 1 сентября того же года, советские же силы вступили на территорию восточной Польши несколько позже, 17 сентября. Польским войскам был дан приказ не оказывать сопротивления советским военнослужащим, в результате чего в плен попали тысячи офицеров «разорванной» страны. Дальнейшая их судьба изложена в двух версиях.

Официальная версия, подтверждённая документально.

В начале марта 1940 года народный комиссар внутренних дел СССР, Лаврентий Берия, подготовил документ-предложение о расстреле польских военнопленных. «За» проголосовали все члены Политбюро и, тем самым, обрекли тысячи людей на смерть. Казни проводились, не побоюсь этого слова, подло: изначально пленных обманывали, называя ложную причину смены их места пребывания — некоторым, к примеру, говорили о том, что их освобождают и везут на волю. Такие пленные радовались, даже находясь в «ГУЛАГах на колёсах» – небольших вагончиках, в которых туалетом было отверстие в полу и единственным элементом интерьера — двухъярусные деревянные нары, кое-где покрытые соломой. И вот, голодный человек, переживший несколько часов, а то и дней, в дикой давке и антисанитарии, но всё равно остающийся счастливым, приезжает на последнюю остановку в своей жизни. Его связывают, подводят к вырытому рву и убивают выстрелом в голову сзади. Всё, он «готов». Можно вести следующего.

Советская версия.

Согласно другой, советской, версии, польские военнопленные занимались дорожными работами, а летом 1941 года их не успели переправить с западных территорий под Смоленск, из-за чего они оказались в руках фашистов, которые и совершили расправу. На Нюрнбергском трибунале одним из пунктов обвинения от советской стороны был как раз Катынский эпизод. Кстати, он не вошел в итоговый вариант обвинения по причине недостаточного количества доказательств.

Катынь в наше время.

К счастью, после развала СССР, российское правительство решило не забывать о жутких событиях, произошедших некогда в Катынском лесу, и память о них была увековечена мемориальным комплексом, который мы с экскурсией и посетили. Всё в нём подчёркивает единство и общую скорбь двух народов: польского и советского, российского. Перед входом, выполненным в виде кургана, раполагаются два флага, которые можно опознать без труда. Войдя на территорию комплекса, человек видит перед собой камень памяти, а также два перекрещивающихся портала: флагами отмечены пути на российскую и польскую части, соответственно, а на пересечении — вход на дорогу общей скорби.

Особая миссия.

Недавно наш преподаватель Дмитрий Валерьевич Остряков, будучи на семинаре в Освенциме, познакомился с дамой, один из родственников которой оказался захоронен в Катынском лесу. Текст её письма, обращенного к ранее упомянутой личности, опубликован ниже:

Из письма Дмитрию Острякову от Александры Энглер-Малиновской 

Здравствуйте, Димитрий! 

Прежде всего, я была бы признательна, если бы вы прислали мне статью о Людвике из книги. Можно по-русски - тетя хорошо знает русский, она для нас переведет. Что касается семейных отношений: Людвик Вархал был первым мужем моей бабушки Станиславы. Формально мы не родственники, но я считаю, что наш долг помнить о нем, во имя моей бабушки. Она ждала его 10 лет. Единственное, что у неё было, - это почтовая открытка, которую она получила о нем: пропал на территории СССР. О Людвике - он родился в Бажановке 3.02.1911 и погиб в Катыни. До войны он работал клерком в Санке, на вагоностроительном заводе. Там он также возглавлял военную организацию под названием «Стрелец». 28.08.1939 он женился на моей бабушке. Вскоре он был призван во 2-й Подгальский полк. Захвачен советскими войсками в Тернополе, доставлен в Козельск, а позднее расстрелян в апреле 1940 года в Катыни. Людвик похоронен в Гнездово, где находится кладбище польских солдат. Моя бабушка никогда не говорила о нем. Мой дед был солдатом польской народной армии... Мы узнали о судьбе Людвика, как только Ельцин обнародовал список. Буду признательна, если вы зажжёте свечу - для него и его соотечественников, которые там похоронены. ...Я с нетерпением жду от вас вестей и очень тронута, что вы хотите сделать это. 

С наилучшими пожеланиями, 

Александра

2017-10-30

Михаил Георгиевич попросил нас, от всего Лицея, исполнить просьбу жительницы соседней страны и отдать дань памяти усопшему офицеру, что и было выполнено нами при посещении мемориала.

Все памятные таблички в польской части мемориала выполнены в виде пластин, которые кажутся человеку ржавыми. На самом-то деле они выполнены из чугуна и имеют таковой цвет по задумке архитектора: именно таким образом он хотел подчеркнуть давность произошедших событий.

К письму было приложено фото Людвига Warchał, которое и было прикреплено к соответствующей памятной табличке.

Цвета гвоздичек, привезённых нами, неслучайны: они символизируют польский флаг. Покойся с миром, офицер!

В конце хотелось бы сказать, что, как мне кажется, очень важно сохранить память о том, что произошло в Катынском лесу менее века назад, дабы никогда более наш мир не видел подобных зверств.

Арапов Даниил