Дневник

17 18 19 20 21 22

4(-5!!!)

(10.08.03)-11.08.03

…да-да, щас начну, только вылезу на СОЛНЦЕ, потому что в палатке - банька…

Итак, я лежу на солнцепёке, горный ветерок в качестве бесплатного приложения. Впрочем, это не помеха для загорания: Паша, Макс и Ян виднеются рядом в полуодетом виде. К чему бы это? Это - МЕГАДНЁВОЧКА!

"А помнишь, как всё начиналось?" Вчерашний первый горный день закончился сегодня, где-то заполночь. Утром ничто не предвещало экстрима, разве что сны с дождём (в связи с этим завтрак подавали в постель, ко всеобщей радости). Мы пошли вверх по долине и за пару-тройку переходов достигли озера у подножья перевала. Вроде ничего страшного, 1Б (хе-хе…). У озера, наконец, произошло массовое облачение в каски (Митя с ледорубом превратился в рядового СС), что тут же стало поводом для очередной фотосессии. Все собрались, и… началось покорение первого для многих перевала.

Яшка, оказывается, любит летний снег, поэтому он шёл не переставая (до этого я только однажды играл в августе в снежки, в Хибинах, 1991). Но и этого ей мало! Ещё и туману напустила…немножко. И вот, ещё одно усилие - и мы на перевале!.. Не на том…слишком влево уехали. Ну ладно, съели допинг от Мити, включили GPS (который от холода поначалу заблудился) и всё-таки двинулись к намеченной цели. Ну,…ещё шаг... остались метры... дюймы... микроны…ангстремы…а-а-а! Мы его взяли!!! Да! Это было круто! Нет, совсем не трудно…прогулочка…почти не устали, только дайте присесть…We are the champions!

Осталось спуститься…хм... ну ничего, что там скала отвесная и "отрицательная сыпуха с живыми камнями…" Решили "пообедать": горелочка, чай, снег, дрожащая рука тянется за конской колбасой, ветер, шербет, мокро, кусок сыра, в носках хлюпает, но вку-у-усно…
Серёга понаблюдал с обрыва и решил, что две верёвки, а там уж и пешком можно, делов-то!.. Значит, не зря таскали железо: очередной показ мод и крутые слова: "о, да, клёвая обвязка!", "а у тебя манарага?", "как же вязать блокировку", "где твой второй самострах?!." Ну прямо мегаальпинисты… Снарядились, и началось.

Где-то в районе начала середины дня оказалось, что нужно четыре дюльфера, а не два. Одна верёвка на 10 человек означает, что процентов 90% времени спуска мы все стоим у страховочной петли с мокрыми ногами, ждём вопля "верёвка свободна!" и БОДРИМСЯ. Часов в 10 вечера мы дожили до второй стадии - спуск в долину по сыпухе под углом около 45? (нет, это не преувеличение) в ТЕМНОТЕ. Общий вид долины все уже знали наизусть - чем ещё заниматься, стоя на скале в течение нескольких часов?.. По пути настала ночь, и были небольшие жертвы (сыпуха-то нешуточная), но всё же в 0:30 мы погрузились в туман на плато под перевалом (но над долиной), который кто-то обозвал 1Б. Для нас это был "1 бэ-э-э со звёздочкой".

Дров нет и в помине, поздний ужин на горелке (СОЯ!!!), два котла чая и мгновенный отруб при встрече со спальником. А сегодня мы отдыхаем. "Люблю туристические путешествия…"
Уверен, что меня дополнят и поправят. А пока - последняя мысль: вокруг меня потрясающие горы и девять замечательных людей. Я рад, что я здесь и с ними.

Саня

P.S. Мега хокку

Надо мной перевал,
Слышен гул камнепада…
Кто пойдёт за верёвкой?

Хихи, за верёвкой - это к Паше или Серёге. J
А я нее…я ходила сегодня гулять, а ещё мне надо зашить всякую кучу вещей и так далее. Но это позже. Кстати, о вчерашнем: по-моему, было здорово. Метель в августе - это да, это FOREVER! >:))) А потом солнце, опять снег, голубое небо, ночь.…Вот ножкам не супер - комфортно, но я же не начболотник! Вот всё как-то забываем мы, товарищи, снеговичка слепит. Раз уж есть эта белая сыпучая отличная гадость. ЛЕТОМ!

Вообще, я забыла сказать: вы заметили, что когда мы ещё ехали в Монды на автобусе, то мокрые горы - мокрый зелёный лес выглядит, будто он из поролона - пушистые мяконькие пупырышки; а если на них нажать посильнее - то, наверное, резко в стороны брызнет вода.
А ещё меня радует звук падающей воды, струящейся под камнями - а по ним идём мы. Там где-то, под кучей обломков бывших скал течёт ручей…

Масштабы поражают. Стояли наверху на перевале - казалось, до долины рукой махнуть. Ну, часик спускаться, ну полтора. А мы вот шесть топали…стояли, шли…

По долине бегут облака. На склоне - тёмные и светлые пятна чередуются с неимоверной скоростью. Живём в бетонных коробках в городах и не видим настоящих размеров нашей планетки. А, оказывается, всё настолько огромнее, что представить себе это почти нереально.
На этой стоянке ручей течёт не спеша. А вот на самой первой, казалось, что идёт гром - настолько он грохотал, перекатываясь через камни.

Итак, сегодня мы вчетвером (Серёга, Митя & Sisters) гуляли. Вроде как "разведка" нашего следующего перевальчика. Хотя он тоже одинбэ, выглядит, ИМХО, симпатичнее. Хотя бы сегодня, в солнечную погоду, погоду почти летнюю Ж8).

В детское время, часов в 14 вышли из лагеря, потопали сначала вниз, потом наверх…а вот мы уже там. Вид открылся сказочный: с обеих сторон долины, ручьи, стенами стоят горы. В долине виднеются хребты повыше - белые пики, там где-то и цель нашего похода - Мунку-Сардык. Можно рассмотреть Монголию, Хунсугу (озеро). Поналюбовавшись перспективой и задокументировав всё на фото и видео, Серёга решил воздвигнуть тур. В какой-то момент наше сооружение скорее походило на гроб неизвестному гестаповцу ;) Впрочем, сами увидите, если плёнка проявится. 8))). Дальше - вниз, и вот мы уже в лагере.

Яшка

Какого фига вы не дали дописать, товарищи! Так нечестно.

Яshka. БУ ВАМ >:))))

Так вот и получилось, что 4-й и 5-й дни неразрывно связаны друг с другом. Сначала был, естественно, четвёртый…

Это очень интересное ощущение…Смотришь вниз с перевала. До долины ручья вроде бы близко, только спуск крутоват. Ну что ж, верёвку вниз и дюльферим. Между первой и второй (верёвками) перерывчик оказался большим. Час с лишним мы висели, как гроздья бананов на одной петле и ждали, пока сдёрнут верёвку; потом, когда перевесят, потом очередь к спуску. Серёга носился взад-вперёд по сыпухе без страховки и мимолётом нас подбадривал. После второго спуска - сюрприз, третий. Тут оно, конечно, пошло быстрее, и вот мы уже у четвёртой верёвки (шестёрки, сложенной пополам). Прусик уже только мешает… Спуск по "крутой" сыпухе в темноте, отдельное удовольствие, шли парами: мальчик-девочка, чтобы девочка могла хватить за шиворот оступившегося мальчика :-). Дальше была только "тупая физическая работа". Конец маршрута - у финишного камня - под ним горелка и горячий чай с орехово-медовой смесью.

Ну а 5-й день начинался с небольших сугробиков, впоследствии быстро растаявших. Было солнечно, и уже на высоте 2500 м почти не дуло. После съёмки окрестностей четвёрка диверсантов отправилась на спецзадание по разведке боем перевала, обозначенного, как 1Б, чтобы затем занять эту позицию основными силами. Остальные бойцы прохлаждались на днёвке, готовясь к штурму.

Результаты днёвки таковы: четверо помыли головы, двое что-то постирали, четверо успели позагорать и загореть, ещё X смогли что-то высушить и починить. Вечер прошёл в обсуждении способов охоты на сусликов и рассуждениях о масштабах гор. А Верка подарила Мите замечательный мешочек для сигаретных пачек, с кучей предупредительных надписей о вреде курения. Все быстро разошлись по койкам, но шум в палатках ещё долго не затихал. Не знаю, что же там происходило у соседей, а у нас всё по-простому. Мы с Пашкой читали книжки при бело-голубом свете 4,5 диодов, а Инга, сложившись пополам, писала компроматы в личный дневник. Под поскрипывание ручки я и уснул, на спине…

Макс

Макс тут заявил, что на спине он засыпает редко, и что я в этом виновата. Да это так! А вы попробуйте писать, когда прямо над головой у вас фонарь и ваша тень на бумагу падает. А если её в сторону отвести, то долго она в таком положении не пробудет. Вот Макс и послужил мне надёгой и опорой. Спасибо ему!

Но вернёмся к событиям предыдущих 2-х дней, 4-го и 5-го. Покорение перевала с 10.10 до 0.30 - это нечто. Впечатления от происходящего сменялись с бешеной скоростью. Как ни смешно, подъём действительно не был таким уж сложным - во всяком случае, мне было гораздо проще карабкаться по камням, чем по лесистой местности - может, попривыкли, может, рюкзак полегчал. Вообще, на самом деле, вся трудность заключалась не в немереной физической нагрузке, а в том, что все страшно замёрзли, ожидая своей очереди - почти всех трясло с большей или меньшей амплитудой. Начпсих Ленка распевало песенки, бодрилась, как могла и остальных бодрила. Крендель выдавал порой такое, что устоять на ногах от смеха, да на сыпухе, было о-о-очень непросто. Спасибо им, нашим бодрецам. Яшка шла впереди, снимая местные виды и компромат для потомков.

Замеч. "Ласковое покусывание спинки в целях профилактики кариеса!"

А в общем все держались молодцами, никто не ныл, все бодрились, поддерживали друг друга, не сорились. Отлично. Не могу не поддержать высказавшегося А2 - здесь собрались отличные люди! Огромное спасибо ребятам, с которыми мы спускались по темноте - они устали не меньше нас, а ещё подбадривали, помогали в особо трудных местах. Спасибо Паше с Кренделем, которые сделали отличный ужин, спасибо СА, поделившемуся со мной своей жилеткой и спальником. Спасибо всем присутствующим!

А 5-ый день выдался просто замечательным - погуляли по перевалу - он, по-моему, значительно приятней предыдущего, вернулись как раз к началу готовки обеда, я до той поры успела вымыть голову, испытав леденящий душу восторг. Уши горели долго J. А ещё я наконец-то суслика живого увидела. Сначала издали, потом метров с 4-х. Размером с некрупную кошку, чем-то на белку похож, только ушки поокруглее. И бегает он по камням, слегка топая. И пищит, и курлыкает…

Инга

Ну, что самое время поругаться пока есть время. Основная веревка отвратительная, хуже любой динамики, в том смысле, в котором она может быть хуже. Чувствуешь себя как мячик на резинке, грузишь ее и на 1,5 м вниз, пропускаешь через восьмерку и рывок, в сочетании с окоченевшими ногами получается очень нервный спуск. Чем дальше, тем быстрее: все действия оттачиваются, и встегивание, и выстегивание занимает уже около минуты, а каждая следующая веревка проходиться действительно минут на 10 резвее. Чуть подвела техническая часть: система сброса рейп-шнуром (от Макса: rape-шнур) не сработала на пологих склонах из-за сильного трения, пришлось СА на жумаре лезть вверх и снимать её, спускаясь с нижней страховкой, сорвись он, ушел бы маятником по 30 м радиусу, но без рюкзака все-таки легче и все прошло благополучно. Только 3 и 4 веревку пришлось оставить, и так время поджимало. А о мегаэкстремальном спуске в танцевальных парах, вам поведали и без меня. Сказать можно только одно, с мокрыми, закоченевшими ногами, после 12 часов походного времени и минимальной видимости - это действительно страшно. К месту стоянки все добрались живыми.

В этом вся прелесть горных путешествий, особенно когда все так удачно заканчивается вкусным ужином и теплым спальником:

А на 5-ый был курорт:

5: Завтрак в 12:30, чуть прохладно, но ветра нет, все поглощают почти полные миски удачно приготовленного пшена. (Да, газ подбрасывать не надо)

4: 7:30 утра. Проливной снег, который еще и тает, падая на все окружающее, хорошо хоть не минус. Костер засыпает, и котлы держаться на одном трении, наравясь залить и так тухнущие дрова, приходиться все время работать пенделем. В каше мало воды, так что хоть и вкусный этот продукт занимает только пол миски. Снег прекратился, но собираться все равно зябко.

5: Голубое небо, давно мы его не видели. Ян, постиравший носочки, теперь шелестит своими шортами, загорая на пене. Когда перестает дуть ветер, кажется, переваливает за 20?. Макс и я помыли головы, ощущение потрясающее: сначала мозг скукоживается от ледяной горной воды, а потом согревается под солнечными лучами. Оп-ля, и голова сухая и чистая.

4: У меня такое чувство, что в ботинках появилась корка льда, во всяком случае, горный ручей там побывал уже не единожды. Пошел снег, опять снег:Мокрый. Встаешь, привал закончился, надо идти. Почему-то, именно, поначалу идти тяжело, из-за высоты тяжело дышать (эффект хоть и маленький, но ощущается) рюкзак неудобно висит на спине. Проходит 20 минут и рюкзака "нет", перед глазами зелень, серые камни и мысль: "Другим тоже несладко, даже хуже, так что идем:"

5: Облака изредка наезжают на солнце. Кто спит, кто читает, все оттягиваются. 5 часов. Вернулись разведчики - довольные, говорят, что мы многое потеряли. Увидеть две долины разом без каких-либо отягощающих факторов, типа видно на 10 метров, это видимо здорово. Обед, как всегда бесподобен.

4: 3 часа дня. Снег уже не тает и так и оседает на камнях. О том, что ноги уже не чувствуются, все забыли, мерзнут теперь руки. Первый раз используем горелки. В щели между камнями устроили кухню, накрыли тентом, ждем чайка, за тент лучше не смотреть. Ирис, как кирпич с мостовой, даже топор не помог бы, но отогрев, удается как-то разделить. Колбаса, сыр, чай, и остальные свежемороженые продукты приносят улыбки на лица участников. Хотя, что я вру, все и так радостные, а что остается делать. Бодримся.

5: Пошли с СА за веревками. На свету весь перевал, как на ладони. Идется быстро. Видно, где крупная сыпуха, а по ней уже, как по лестнице. На верху веревки находятся сразу. 5 минут верх на жумаре. Перевязка веревок. Система спуска готова. Вниз: Система работает: С СА за пару минут доставляем основную и рейп вниз и бухтуем. Пара шальных камней, а все остальное без проблем, на все про все 15 минут. Спуск еще более скоростной: камни так и мелькают под ногами.

4: Час, целый час, привязанный к скале, как погремушка. Митя активно пытается бросить курить, а точнее мечтает об этом, выкуривая уже третью штуку. Хорошо хоть с неба ничего не валиться, хотя видимость не бум-бум. Наконец, "Веревка свободна" и эхо от нас "Понял" летит сразу от нескольких человек. Вот она, радость сделать несколько шагов. Рюкзак. Встегнулся. Выстегнул страховку, шаг, шаг, еще шаг, хорошо хоть ноги слушаются, блин, камень > "Камень" и дальше. Внизу все в обратном порядке. Четвертый час спуска. Трясет всех без исключения. Холодно.

5: 9 часов вечера, ужин уже почти готов. К вечеру налетело облаков, но бодрое замечание верно: "Первый раз ужинаем засветло". Ленка мне сегодня зашила штормовку, теперь это мега штука и перчатки у меня теперь без дыр. После ужина даже ботинок удачно зашурупился. 10 часов, все расходятся спать, еще с часок весело переговариваясь в палатках:

4: Упал три раза, на этой долбанной сыпухе:нога съезжает на полметра при каждом шаге. Все зверски устали,:но как удалось неизвестно. Как только показалась знакомая синева спальника, сон все проглотил:

Паша

Всё ещё пятый день (который был вчера).

Не знаю как остальные, а я вот ехала в этот поход отдыхать. Ну не в смысле физическом, а в смысле психологическом. Так что вчерашний день был в этом плане идеальным. Совершенно невероятная погода: ласковое тёплое-тёплое солнце, не жгучее питерское 30? градусное, а какое-то другое. Свежий воздух, совсем другой, чем в городе.

Поскольку видимость была идеальная, во все стороны открывается ид совершенно захватывающей дух красоты. Когда наши бодрые ребята, Паша и СА, отправились снимать верёвки, а остальные лежали по палаткам, я вылезла на улицу. Погода совершенно сумасшедшая - яркое-яркое солнышко и редкий град… В августе! Я нашла кучу пенделей и забралась на наш продуктовый камень (мы под ним горелочку разводим). Ощущение как будто я ящерица, которая вылезла погреться. В лагере стоит тишина, слышно только журчание ручья, и как Митя кашляет в палатке.

Если сделать несколько шагов в сторону и повернуться спиной к лагерю, или просто закрыть глаза, то остаёшься наедине со всей величественной красотой гор. Как будто ты - единственный человек во всей вселенной. В жизни каждого человека есть такие моменты, когда хочется остаться одному. Но только здесь это так просто и так нечеловечески хорошо. Закрываю глаза.

"Мне светит солнце…
И нет, нет больше туч в моей голове.
"

Веранда

P.S. А ещё я весь день шила, так что ночью мне снились иголки, нитки, тряпочки и стежки.

Ой-ёй. Да описано уже, кажется, всё. Не хватает только моих ощущений. А я постараюсь быть краткой…(хи-хи).

День 4: Завтрак в постель - это я люблю. Вкусная пшённая каша "Паша©". Выходишь из палатки - осадков уже нет. А будет тепло и солнце! Я это знаю.

Подъём - я всё ещё люблю камешки. И почему мне так просто? Может потому что средняя скорость меньше, чем в прошлом году? Или потому что "я - горный козёл!!!"?

Лёгкий снег - а мне хорошо, потому что не дождь, потому что не дует, потому что не холодно…
Перевал? Нет, ещё нет. Зато конфета от Мити. И почему мне так хорошо?…"Зелёное небо, красные облака!"…

Перевал! Уо! Ветер, снег и холодно… А мне хорошо, потому что я знаю, что будет тепло и солнце. И потому что чай и прочие вкусности греют душу.
Облака разошлись. Ветер утих. И… вот что такое "Красиво!" (а вдали тот ручей, до которого рукой подать - 6 часов хи-хи J)

Спуск - почему-то у меня не получается бодренько дюльферить по кручёной верёвке и почему-то рюкзак всем весом на одном плече - но это кайф! Это разнообразие, это не "любимый" мною спуск ножками, и это камешки!

Очередь… - а мне хорошо. Я, кажется, научилась это ценить: не дождь, не снег, не дует. Всё видно! Никакой усталости. Даже если ждёшь целый час.
Холодные ночи - да, ну и что? Это ведь единственное, что пытается тревожить безграничное счастье.

Спуск в темноте, сыпуха - а это несложно и мне хорошо. Фонарики в темноте - есть в этом даже романтика…

СА: "Ненавижу горный туризм" J

Ужин - пюрешка…И всем хорошо…

P.S. По-моему никто не получил от этого дня столько удовольствия…

День 5:

…Так не бывает…
"Вокруг нас то, во что мы верим"
Я

Утро: Солнца, пшённая каша "Ян©".
Подъём где-то в 12:30, что ещё нужно для счастья?.. J
Каждый отдыхал по-своему… Я ловила кайф от жизни, шила ветровочку, читала, спала…
Стою я и смотрю на эти горы: хорошо, что я была на Урале и знаю, что такая днёвочка - это ДА, это верх!

Спасибо Паше, что уговорил сюда поехать… и спасибо кому-то, кто остановил поезд в Новосибирске…

Вечер: я освоила горелку. Это круто! Это удобно и просто. И само осознание того, что я сама справилась с этой штукой… многого стоит.

P.S. Что бы ни было потом… 9 дней беспрерывного кайфа…это по мне!

Лена

Конец и 4-го и 5-го дней

P.S. Там писали про страшный спуск с перевала. Попрыгали по скалам (3-я и 4-я верёвки), проболтались на самострахе (мне казалось, что это скорее выглядит, как связка вяленой рыбы… извините, СОИ (привет, Мамба!)), съели наверху шоколадку (вот только 3 оставшиеся уже крошка, увы), тёмный-тёмный прыжок по сыпухе - так будет чего вспоминать! Такое не каждый день происходит!

И почему-то (или я такая легкомысленная?) "страх и ужас" ночного перехода я не испытала. Ну вот не страшно мне было, и всё. И крышка.

"Значит, будет сегодня весёлый день!"
"Масяня©"

Яшка

P.P.S. "или я такая легкомысленная"!!!