Сегодня исполняется 50 лет (с погрешностью 0.5 дня и без учета релятивистских эффектов) Александру Адольфовичу Американцеву! От всей души поздравляем юбиляра и публикуем поздравления директора ФТШ →
Раньше в такие дни можно было прочитать (в газете) или услышать (по радио): «Сегодня у советского народа большой и радостный день — мы отмечаем очередное пятидесятилетие!» Но, во-первых, почему — очередное? Этот юбилей — 50 лет Александра Адольфовича Американцева — юбилей вне очереди и, в общем-то, не типичный для нас всех, вечно что-нибудь празднующих. Долго-долго юбиляр пытался перейти в разряд аксакалов, а народное мнение отправляло его в категорию физиков-спортсменов. Он пытался укрыться в своей лаборатории, а дела лицейские и жизнь-ищейка вытаскивали его оттуда, к нам. Потому что без него вечно что-то не получалось, не клеилось, не составлялось и даже — теряло смысл.
Пройдя славный путь ученика замечательной школы, председателя правления одного из ее элитных клубов, ее же (школы) преподавателя — он не вынес искушения и продолжил путь от лучшего к еще лучшему. Мало кто помнит, но Американцев был одним из первых завучей ФТШ — в те лихие времена, когда входивший с улицы (Хлопина, дом 5) человек попадал прямо в кабинет директора, растерянно брал его портфель, проверял наличие бумажника и спешно покидал помещение.
Физлаборатория тогда помещалась там, где ей и полагалось быть: в Физтехе. И в ней Александр Адольфович организовывал, творил и властвовал. Поэтому и он, не бывший сотрудником Физтеха, фактически прошел его школу. Привычка к определенной автономии докатилась до нынешних дней. Всем известна определенная экстерриториальность помещений физлаборатории на 4-ом этаже и специфика ее духа. В любом случае лицей обязан ААА наличием физической лаборатории в курсе физики в том серьезном виде, в котором она мало где (где?) сохранилась.
Уроки физики ААА столь же индивидуальны и не похожи на другие уроки, как непохож его облик, его голос и его манеры, на манеры других коллег по учительскому цеху. Он строг, артистичен, ироничен, я бы сказал — эстетичен. Но это своя ирония, своя грация, своя эстетика.
Как многие другие, он начинал с очень короткого расстояния между собой и учениками. И это было естественно. Со временем эта расстояние стало больше — и это тоже, без деталей, естественно.
Во все времена разные дети относились к ААА почтительно, восторженно и даже нежно. Формально это отразилось в трехкратном присуждении ему премии Януша Корчака. И этого уже никто у него не отнимет.
Премии фонда «Династия» — «Учитель, воспитавший ученика» — тоже следствие мнений наших бывших учеников. Американцев регулярно удостаивается этих премий.
В ФТШ, как известно, никто не считает олимпиадных дипломов. Но если посчитать — у учеников ААА их, не исключаю, больше, чем у других учеников. Как это у него получается — загадка! Да у него и своих дипломов хватает.
Особый дар ААА — составление расписаний. Отдельные люди приезжают из других местностей, чтобы взглянуть и поучиться. И выясняют, что это скорее искусство, чем наука. Конечно, возможно, он что-то такое скрывает. Но экспериментальный факт: учителя, испытавшие на себе расписание, сделанное ААА, практически не способны работать в других школах!
Между прочим, лицею ФТШ Американцев тоже кое-чем обязан (немногим, но все-таки): здесь он нашел жену, а дальше — семью, ребенка.
Мы часто спорим с ААА, иногда даже ругаемся. Но не сегодня. Сегодня — у лицейского народа большой и радостный день — по возможности (если не отказывают спина и ноги) все пляшут и поют.
И приговаривают: с днем рождения, дорогой Александр Адольфович!
Happy Birthday to You!
Здоровья, радости, терпения, и удачи желают тебе
директор и все-все-все.