Программа курса биологии

Составители: А.Н.Князев, Т.И.Иванова, Л.И.Амосова.

Программа курса

Пояснительная записка

Курс биологии рассчитан не только на учащихся, проявляющих специальный интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем при столкновении с близкими к биологии вопросами правильно ориентироваться в этой области науки и работать в "пограничных с биологией областях".

Для школьников, намеревающихся сделать биологию или медицину своей профессией, учебный процесс предполагается организовать так, чтобы дать возможность познакомиться с отдельными разделами современной биологии более подробно, чем в общем базовом курсе.

Для остальных учащихся данный курс будет последним серьезным обращением к биологии, дающим возможность получить грамотное представление о месте этого комплекса наук в общенаучной сфере, познакомиться со спецификой биологических методов исследований и тех ограничений, которые накладывает на методы исследований природа биологических объектов, получить представление о фундаментальных закономерностях, явлениях и проблемах биологии.

Подготовка школьников по биологии должна обеспечить приобретение фундаментальных комплексных представлений о живой природе и основах методологии естествознания. Уровень знаний школьника должен обеспечить возможность поступления в любой, в том числе и биологический или медицинский ВУЗ. В то же время объем и уровень биологической подготовки должен быть необходимым и достаточным для иных форм реализации личности.

Программа обучения должна обеспечить получение школьниками базовых знаний. В ней доминируют обязательные курсы, общие для всех учащихся ФТШ, в программу которых включены и основы специализации, чтобы дать возможность школьникам ориентироваться в современном многообразии биологических наук. Эту же цель преследует и включение в программу определенного числа часов для факультативных курсов (предметов по выбору). Обучение в период практики, напротив, должно быть максимально индивидуализировано. Каждый школьник обучается по индивидуальному плану, который определяет руководитель практики.

Основной биологический блок для школьников ФТШ включает обязательные базовые биологические дисциплины, которые группируются в три комплекса:

Базовый курс предполагает:

Факультативные занятия направлены на:

Основной задачей факультативов является переосмысление на современном уровне классических разделов биологии. В связи с этим предполагается проведение нескольких последовательных курсов:

  1. Классическая и современная ботаника.
  2. Классическая и современная зоология беспозвоночных и позвоночных животных.
  3. Классическая и современная сравнительная анатомия и физиология животных и человека.

В курсах факультативных занятий необходимо уделять особое внимание истории и развития отдельных областей биологии, а также истории разработки отдельных проблем биологии.

В конце занятий предполагается проведение зачета.

На основе базового курса учащиеся должны знать:

  1. Из курса зоологии (8 класс).
    • Основные принципы классификации Царства животных. Основные анатомические особенности строения представителей важнейших типов животных; иметь представление об эволюции животного царства.
    • Основных представителей "местной фауны", особенности их обитания и их место в экосистемах.
    • Представлять значение важных в хозяйственном и медицинском отношении видов в жизни человека.
  2. Из курса анатомии и физиологии человека (9 класс).
    • Строение тканей, органов и систем органов человека.
    • 3аконы их функционирования.
    • Основные принципы регуляции физиологических функций человека.
    • Основные закономерности высшей нервной деятельности.
    • Уметь связать полученные знания анатомии и физиологии человека с правилами личной гигиены.
    • Основываясь на знаниях об анатомии основных классов позвоночных животных и человека, уметь проследить пути эволюции отдельных систем органов в ряду позвоночных.
  3. Из курса общей биологии (10-11 классы).
    • Химический состав живых организмов.
    • Основные положения клеточной теории, знать строение клеток, основные биохимические процессы, происходящие в клетке, и молекулярные основы наследственности;
    • Способы деления клеток и их биологическое значение.
    • Основные способы размножения организмов.
    • Основные этапы развития организмов, основные особенности прямого и непрямого развития организмов.
    • Основные генетические законы: Менделя, неменделеевское расщепление, генетическое определение пола, уметь связать законы генетики с хромосомной теорией и с молекулярными основами наследственности.
    • 3акономерности генотипической и фенотипической изменчивости и их значение для селекционной деятельности и эволюции органического мира.
    • Основные положения теории естественного отбора Дарвина.
    • Основные положения и понятия синтетической теории эволюции.
    • Определение вида, его критерии и основные способы видообразования.
    • Основные пути достижения биологического прогресса и, основываясь на знаниях, полученных в курсе зоологии, уметь проиллюстрировать их.
    • Современные представления о возникновении жизни на Земле.
    • Основные этапы развития органического мира.
    • Основные этапы эволюции человека, особенности строения человека в связи с прямохождением, особенности биологической и социальной эволюции человека.
    • Определение понятия биоценоза, экосистемы, пищевой цепи. Иметь представление о взаимодействии организмов внутри экосистемы.
    • Основные положения учения Вернадского о биосфере.