Программа курса информатики/программирования

Составитель: С. Е. Столяр

Пояснительная записка

Курс рассчитан на двух-, трех- и четырехлетний циклы обучения, что соответствует параллелям 10—11, 9—10—11 и 8—9—10—11.

Занятия проводятся в формате сдвоенной пары академических часов, один раз в неделю, для группы учащихся не более 12 человек. Место проведения — компьютерные классы, где в распоряжение каждого ученика предоставляется персональный компьютер. Компьютеры — рабочие станции объединены в локальную сеть, обеспечен выход в интернет.

По содержанию курс включает базовую программу предмета «Информатика» общеобразовательной школы. При этом он существенно расширен как в части теории, так и практики. Основные разделы курса составляют введения в теоретическое и прикладное программирование. Школьники осваивают программирование как технологию обработки информации, требующую знания структур представления данных, организации хранения, механизмов упаковки и способов передачи, а также построения и реализации эффективных алгоритмов. Теоретические аспекты алгоритмики обсуждаются, как правило, вне контекста конкретного языка программирования. В качестве рабочих языков программирования допускаются Pascal, С/C++, Java, Python. Кроме основного рабочего языка учащиеся знакомятся с другими языками и парадигмами программирования, выполняя их средствами часть учебных заданий.

Перечень тем и их распределение в течение всего учебного цикла зависят от уровня подготовленности класса и творческих воззрений преподавателя, ведущего занятия. При этом должна обеспечиваться возможность преемственности (в случае замены преподавателя или перехода ученика в другой класс).

Основной формой контроля знаний учащихся является проверка домашних заданий, включая компьютерные программы и тематические отчеты, причем последние, как правило, в электронном формате. Программы предъявляются в электронном виде, отформатированными, с сопутствующими необходимыми комментариями. По учебным темам, не предусматривающим написание программ, проводятся контрольные работы и устные опросы.

Тематическая программа не содержит формального деления на годичные интервалы. Факультативные части курса, как указано там же, доступны в рамках соответствующих спецкурсов.

Хронологическая последовательность тем определяется согласно общей граф-схеме.

Для удобства просмотра отдельные модули представлены также пятью подсхемами:

Выбор траекторий обучения — прерогатива преподавателя, не допускающего при этом нарушения отраженных в граф-схемах связей между темами-«предшественниками» и темами-«преемниками».