Физбой ЮМШ—239—ФТШ
15 февраля 2010 г.

Некоторое время назад в здании ФТШ состоялся физбой между 9-ми классами ЮМШ, 239-й школы и Лицея ФТШ. К сожалению, впервые за последние десять лет, бой окончился проигрышем команды ФТШ со счетом 29—18—10 (ЮМШ—239—ФТШ). Публикуем тексты Ильи Барыгина и Дмитрия Смирнова, преподавателей ГЦФО, о прошедшем физбое, а также фотографии →

Факты

Илья Барыгин

Физбой среди девятиклассников был организован благодаря инициативе руководителя кружка ГЦФО Дмитрия Смирнова. В бое приняли участие многие из сильнейших школьников города — 12 из 18 членов команд прошли на региональный тур олимпиады по физике. Команда ЮМШ вышла вперед после первого круга вызовов, найдя ошибку в решении задачи по динамике, изложенном командой ФТШ, и продемонстрировав собственное верное решение. В дальнейшем, несмотря на сделанный некорректный вызов, команде ЮМШ удалось сохранить лидерство и победить с суммой в 29 баллов. Второе место заняла команда 239 (18 баллов), а на третьем — команда ФТШ, которая благодаря верному решению, рассказанному при последнем вызове, довела свою сумму до 10 баллов. Благодарим команды за участие и поздравляем победителей!

Состав команды ФТШ: Артем Маслов, Гоша Матюшин, Миша Лежнин, Рома Попов, Миша Сенкевич, Егор Виноходов.

Аналитика

Дмитрий Смирнов

Описание, истолкование, оценка физбоя ФТШ-ЮМШ-239 в феврале 2010г.

На конкурс капитанов была дана задача: «Человек равномерно кружит вокруг себя на вытянутой руке закрытый зажженный фонарь на неповорачивающейся ручке. В какую сторону при этом отклоняется пламя?» Хотя от капитанов требовалось предоставить не только правильный ответ, но и решение, капитаны команд ФТШ и ЮМШ, видимо, руководствовались чисто интуитивными ощущениями и пытались сказать, что пламя будет отклоняться в направлении противоположном скорости фонаря. Возможно, дело в том, что девятиклассникам еще трудно представить себе равномерное движение по окружности с физической точки зрения. Капитан 239 выбрал следующую очередность вызовов: ФТШ — 239 — ЮМШ — ФТШ — ЮМШ — 239 — ФТШ.

Команды 239 и ЮМШ худо-бедно рассказали решение 4-й и 3-й задач, а команда ФТШ не смогла рассказать решение 2-й, что и определило исход боя. Задача была сложная, и хитрость в том, чтобы понять, что изменяется, а что сохраняется в «первый момент времени». Казалось бы, школьники ФТШ должны представлять себе такие вещи, но эти предположения не подтвердились. Оппонент ЮМШ завалил рассказанное решение, и сам рассказал правильное. На следующем шаге команда ЮМШ вызвала 239 на 5-ю задачу, которая решалась через виртуальное перемещение. Вызов оказался некорректным, но это не помешало ЮМШ выиграть со счетом 29—18—10 (ЮМШ—239—ФТШ). Оставшиеся две задачи были легкими, и команды рассказали их правильные решения.

Кроме счета меня огорчило, что дисциплина команды ЮМШ на порядок превосходила ФТШ и 239. Вследствие этого команды довольно небрежно рассказывали свои решения, что позволило оппонентам, рецензентам и жюри утянуть у них несколько баллов.

Мораль: надо улучшать дисциплину (в действиях и мыслях) и поплотнее заняться решением олимпиадных задач.

Физбой ЮМШ—239—ФТШ, февраль 2010Физбой ЮМШ—239—ФТШ, февраль 2010Физбой ЮМШ—239—ФТШ, февраль 2010
Физбой ЮМШ—239—ФТШ, февраль 2010Физбой ЮМШ—239—ФТШ, февраль 2010Физбой ЮМШ—239—ФТШ, февраль 2010

Автор фотографий: И. А. Барыгин